Выключить психолога

Профессиональное выгорание — молчаливый палач людей многих профессий, связанных с общением с людьми. Психологи находятся в группе риска, поскольку работают во многом собственными душевными усилиями. Чтобы давать клиентам поддержку, обратную связь, делиться чувствами — нужно, чтобы эти чувства у тебя были. А чтобы они были — надо ослаблять свои защиты, вовлекаться, сопереживать. И самое важное и сложное здесь — найти баланс, как вовлекаться и при этом не разрушаться силой переживаний. Как помогая другим не забывать о себе и собственных ограничениях?

«Поднять щиты!»

Всю жизнь мы учимся самозащите от негативных эмоций. Всевозможными способами мы умеем отгораживаться от окружающих нас переживаний и чувств, от несчастий, которые благодаря сети Интернет и телевизору сыплются на нас как из рога изобилия. Лучшая метафора здесь, на мой взгляд, это ношение доспехов. Чтобы функционировать «в штатном режиме» нам приходится носить их каждый день, и лишь для близких нам людей мы готовы «приоткрыть забрало».

Но для психологов «поднятие забрала» — это часть профессиональной деятельности. И при этом, как многие наверное догадываются, к психологам крайне редко ходят, чтобы поделиться радостью и счастьем. Чаще это проблемы, и проблемы серьезные — недопонимание с партнером, с родителями и детьми, самооценка, которая мешает самореализации, невозможность построить отношения. Люди рассказывают о болезненных вещах, таких как насилие, физическое и сексуальное, смерть близких. И, чтобы помочь человеку, нужно в эти проблемы вовлечься частичкой собственной души.

Разным людям может быть комфортно разное количество эмоционального контакта, и психологи не исключение. Попробуйте оценить — какое количество подходит лично Вам? Остается ли некоторый запас, который Вы после рабочего дня готовы посвятить своим близким? Если после целого дня приема у Вас нет сил на то, чтобы улыбнуться своему мужу, порадоваться пятерке сына или сводить дочку в парк — Вам пора повнимательнее изучить собственное расписание. Обратите внимание не только на количество клиентов в день, но и на то, не записаны ли особенно сложные для Вас клиенты друг за другом? Распределите по разным дням тех клиентов, работа с которыми отнимает у Вас очень много сил.

Неравнодушие терапевта

С одной стороны терапевт работает, будучи затронутым историей клиента. Но есть и другая сторона — история самого терапевта. Например, если у терапевта есть собственная история с насилием и в работе он встречает клиента, совершающего насилие — насколько терапевт готов воспринимать это не разрушаясь? Насколько готов сочувствовать такому клиенту?

Знайте список собственных ограничений. Чем больше терапевт прорабатывает на личной терапии, чем больше учится и берет супервизий — тем уже становится этот список, но он есть у всех и не стоит уменьшать его искусственным образом. Негативный трансфер (под трансфером я тут понимаю привнесение прошлого опыта в текущее взаимодействие клиент-терапевт) может быть не только у клиента к терапевту, но и наоборот и тут стоит быть особенно внимательным. Для проверки снова обратитесь к своему расписанию и вспомните — кого из клиентов Вы ждете с неприятными чувствами? Например:

— Вы не торопитесь на встречу с этим клиентом и до последнего оттягиваете её;
— у Вас портится настроение от мысли, что сегодня опять встреча «с ним»;
— у Вас не возникает желания делиться с клиентом своими чувствами и историями из своей жизни;
— Вы ждете, чтобы встреча скорее закончилась;
— Вы испытываете сильное облегчение, если клиент отменяет встречу.

Если любой из этих пунктов актуален — Вам стоит более подробно разобрать свои чувства к клиенту с супервизором. Важно помнить о том, что не всякого клиента стоит брать на терапию. Если история клиента находится в очень сильном резонансе с личной историей терапевта — стоит передать такого клиента другому специалисту.

Ценности

У каждого из нас они есть и они различаются. Самый банальный пример: карьера и семья. Для одних людей важно реализоваться в профессиональном поле, построить карьеру и эта реализация является их жизненной ценностью, а для других важно быть в кругу семьи, растить детей и заниматься домом, а работа скорее просто способ заработать денег. Или, к примеру, отношения — для кого-то ценность в моногамии и замужестве «на всю жизнь», а для кого-то в возможности встречаться с разными партнерами.

При работе с человеком, ценности которого отличаются от Ваших, может возникать сильное напряжение в точке столкновения этих самых ценностей. К тому же клиент будет транслировать важность собственных ценностей, с которыми Вы можете быть не согласны. Если Вы счастливо разведены в четвертый раз, а клиент двадцать лет в браке и о разводе не может быть и речи, потому что «браки заключаются на небесах раз и навсегда» — чувства, вызванные эти несоответствием, а точнее их сдерживание, может помешать Вам в работе.

Если у Вас есть клиенты с сильно отличными от Ваших ценностями — проанализируйте обратную связь, которую Вы им даете. Есть ли в ней места, где Вы сильно сдерживаетесь и по каким-то причинам говорите не то, что чувствуете на самом деле, а то, что «понравится клиенту»? Или просто замалчиваете свои чувства, когда клиент каким-то образом попирает Ваши ценности, чтобы не конфронтировать с ним в области различий? Или наоборот — нет ли в Вашей обратной связи отстаивания своих ценностей, как более «правильных»?

Обратите внимание — не является ли сдерживание в данном случае разрешением клиенту на нарушение Ваших границ? И не является ли отстаивание своих ценностей реакцией на такое нарушение? Прорабатывайте такие случаи с супервизором и ищите способы обратной связи, которые выражали бы Ваши чувства по поводу ситуации клиента, не конфронтируя с его ценностями, и позволяли бы Вам отстаивать свои границы. Так же как и в предыдущем пункте, в особенно острых ситуациях стоит не забывать о варианте с передачей клиента кому-то из коллег.

Время, место, цена

Поговорим об ограничениях более материальных. К ним я отношу знание своего рабочего времени и стоимости своих услуг. И снова небольшой тест. Есть ли среди Ваших клиентов такой, что:

— Вы с нетерпением ждете встречи с ним и радуетесь, когда он приходит;
— Вы неохотно повышаете ему цену или работаете с ним за меньшие деньги, чем с остальными клиентами;
— Вы всегда готовы дать ему скидку или разрешить оплатить попозже, «когда будут деньги»;
— Вы готовы принять этого клиента «в виде исключения» в свой выходной день, в неурочное время или по срочному звонку;
— даже если место встречи Вам неудобно — Вы соглашаетесь встретиться там, где удобнее клиенту;
— для Вас очень важно помочь именно этому клиенту;
— Вы никогда не обсуждаете его с супервизором, потому что «всё хорошо».

Если Вы нашли клиента, который соответствует хотя бы одному пункту из приведенного выше списка, обсудите этот случай с супервизором. И снова обратимся к психоанализу. Трансфер может быть не только негативным, но и позитивным. То есть человек может привносить в текущий контакт не только негативный опыт из прошлого, но и позитивный. Каким бы ни был знак — одно остается неизменным, потеря реального контакта с клиентом. И одно из последствий здесь — зыбкость границ между клиентом и терапевтом, нечеткое отделение клиента и чувств к нему в настоящий момент от воспоминаний из прошлого. Сильный трансфер может помочь Вам обнаружить «белые пятна» не только в супервизии, но и в личной терапии.

Общие рекомендации

Работая с клиентами не забывайте о себе и своих интересах. Это касается не только границ в работе, но и отдыха — выходных и отпусков. Проверяйте себя — достаточно и качественно ли Вы отдыхаете? Также стоит обратить особое внимание на регулярность личной терапии и супервизии. Если у Вас нет «особого повода» для встречи с супервизором — это само по себе может быть отличным поводом для супервизии.

Помните, что отстаивая собственные границы с клиентами — будь то своевременная оплата сессий, регулирование количества клиентов в день и в неделю, ограниченная работа с трудными для Вас темами — Вы не только учите клиентов делать то же самое, но и сохраняете свою работоспособность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.